четверг, 9 октября 2014 г.

Тюнинг: Установка сабвуфера в машину

установка сабвуфера в машину

Оригинальный чистый бас не имеет ни окраски, ни направленности. Поэтому трудно определить его источник. Часто кажется, что бас исходит из фронтальных громкоговорителей. Эту особенность можно успешно использовать: бас будет слышен спереди, хотя сам сабвуфер расположен в багажнике.

Однако нередко бас не совпадает по фазе со средними частотами фронтальных громкоговорителей, плохая конструкция корпуса сабвуфера ведет к образованию пиков или провалов, из — за недостаточно грамотного монтажа слишком сильно начинают вибрировать окружающие предметы и спереди мы слышим лишь какую — то часть баса. Кроме того, если даже сабвуфер будет установлен идеально, но мидвуфер (динамик средних-низких частот) — плохо, то добиться звучания баса спереди будет довольно трудно. Рассмотрим, как правильно установить сабвуфер.

Выбор местоположения сабвуфера

Спереди по центру (1)
Хорошая позиция. Хорошая связь с фронтальными громкоговорителями, способствует расширению переходной частоты. Хотя в автомобилях с ограниченным пространством впереди такая установка невозможна. Этот способ подходит для микроавтобусов. Поскольку места там не особенно много, для сабвуфера приходится использовать маленький закрытый корпус.

Багажный отсек, направленность вперед (2)
Этот метод очень популярен. Хотя если между сабвуфером и противоположной стенкой багажного отсека места окажется недостаточно, излучаемая сабвуфером звуковая волна подвергается давлению и пострадает качество баса. Что касается автомобилей типа седан или купе, там погашенная звуковая волна фронтальных громкоговорителей, достигая багажника, меняет фазу на обратную. И если открыть багажник, звук становится неожиданно громким. Обычно причиной тому является внутренняя планировка.

Багажный отсек, направленность назад (3)
Это неплохой способ. Однако в автомобилях типа седан или купе поведение звуковой волны будет таким же, как и в предыдущем случае. Для исправления этого эффекта следует использовать достаточно большой акустический экран, убрать препятствия на пути звуковой волны или уменьшить размер корпуса. В автомобилях типа хэтчбек или в фургоне таких проблем не возникает.

Вровень с полом (4)
Метод «вровень с полом» применим для багажника, где лежат шины. Пол багажника успешно выполняет роль акустического экрана, бас обретает хорошую пространность и энергию. Этот метод можно использовать в автомобилях разных типов — седан, купе, универсал, кроме моделей, не имеющих пространства для запасных шин. Причем, установка сабвуфера большого диаметра может вызвать проблемы, поскольку места там не очень много.

Задняя полка (5)
Для седана и купе это очень хорошая позиция. Однако размещения там сабвуфера дека должна быть достаточно широкой, а также очень прочной, чтобы выдержать давление звуковых волн и вес самого сабвуфера.

Важные моменты установки сабвуфера

Вес

Энергия баса вызывает резонанс окружающих объектов. Каждый из них начинает издавать звучание на собственных частотах, что ведет к деградации музыкального баса. Для воспроизведения максимально чистого, незагрязненного баса корпус сабвуфера должен быть как можно более тяжелым, чтобы не резонировать самому и не распространять резонанс. Если автомобиль не чрезмерно тяжел, то чем больше вес корпуса сабвуфера, тем лучше бас. Однако если вы выберете для корпуса какой — нибудь резонирующий материал, вроде металла, то несмотря на всю его тяжесть, результат окажется неудовлетворительным. Хороший эффект погашения вибрации дает использование внутри корпуса изолирующего материала, который применяется в домашних акустических системах.

Выбор материала для сабвуфера

Для корпуса громкоговорителей следует выбирать материал, имеющий наименьший резонанс и не заглушающий звучание. Наиболее подходящим для автомобильной акустики является дерево. ДВП (древесно-волокнистая плита) — очень хороший материал: дешевый, тяжелый, трудно поддающийся резонансу и легкий для обработки. Береза и дуб тоже хороши: тяжелые и трудно поддаются резонансу, хотя дороги и сложны для обработки. Лучше всего использовать плиты толщиной более 18 см. Черное дерево и палисандр, применяемые в музыкальных инструментах, не подходят для корпуса, так как они легкие и хорошо резонируют.

Звукопоглощающий материал необходим, но не слишком в больших количествах.

Звукопоглощающий материал нужен для снижения эффекта стоячих волн внутри корпуса. Но если использовать слишком много этого материала, звучание становится зажатым и снижается отдача громкоговорителя. Приклейте звукопоглощающий материал, как минимум, к задней стенке внутри корпуса, или, как максимум, к задней, верхней и нижней стенкам внутри корпуса. Лучше использовать губчатый материал, нежели, например, стекловату, так как первый обладает лучшими звукопоглощающими свойствами.

Различия в звучании в зависимости от формы сабвуфера


Прямоугольный. Такой корпус прост в изготовлении, но склонен к образованию пиков над F3 и провалов после F3. Выравнивание характеристики достигается такими методами, как установка внутрь отражающей плиты, снижение параллельной фазы, использование звукопоглощающего материала.


Трапециевидный 1. Хотя горб на кривой энергетической характеристики немного сглаживается, но провал после пика все же остается. Желательно умеренное использование звукопоглощающего материала.


Трапециевидный 2. Характеристика ровнее, чем в двух предыдущих случаях. Если углы корпуса закруглить, характеристика станет ещё ровнее.


Трапециевидный 3. На переднюю часть трапециевидного корпуса 2 наложена еще одна трапециевидная форма. Кривая принимает плавную, покатую форму и звук становится энергичнее.


Скрытый монтаж. Установка сабвуфера в отсек, где хранятся запасные шины в автомобилях типа седан или универсал называется скрытым монтажом. Пол багажного отсека образует акустический экран, удобный для распространения низких частот. И если мы можем понизить переходную частоту на стыке с фронтальными громкоговорителями, то это будет наилучшим местом для установки сабвуфера.

Уменьшение объёма корпуса сабвуфера

Если вы не хотите отнимать много места в багажном отсеке или если сам отсек невелик, использовать большой корпус будет невозможно. В настоящее время продается много сабвуферов, предназначенных для установки в небольшие корпуса. И такие корпуса, несмотря на малый объем, дают хороший эффект. Проблемы начинаются тогда, когда корпус должен иметь еще и малую глубину. В этом случае сокращается расстояние от задней части динамика до задней стенки корпуса и отраженная от стенки волна создает резонанс для диафрагмы, в результате чего бас становится глухим.

Если внутри сделать перегородку, которая будет рассеивать отражение, это поможет вернуть басу чистоту. Перегородка не должна отнимать много пространства внутри корпуса и не должна разделять его сверху донизу. Кроме того, выступ конической формы позади динамика из латуни, свинца или даже из усиленной волокном шпатлевки, даст тот же эффект, что и перегородка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Google+